Конхотомия

Конхотомия — резекция (удаление) части слизистой оболочки носовых раковин. Всего их три: верхняя, средняя и нижняя. В норме по ним проходит воздух, там он согревается и увлажняется перед тем, как попадает в нижние дыхательные пути. Слизистая оболочка покрывает раковины носа изнутри, если она разрастается и перекрывает носовые ходы, то дыхание будет затруднено.

Цены на конхотомию

Цены на операцию зависят от объема вмешательства. Например, двусторонняя нижняя конхотомия будет дороже односторонней. Нужна очная консультация хирурга и ЛОР-врача для составления индивидуального плана лечения.

Показания к конхотомии

Конхотомия носовых раковин показана при нарушении носового дыхания из-за разрастания слизистой оболочки и сужения носовых ходов. Проблема возникает на фоне хронических воспалительных процессов: ринитов или синуситов.

Иногда разросшаяся слизистая оболочка может быть индивидуальной анатомической особенностью человека либо на ней образуются спайки после травм. Операцию назначают, когда консервативное лечение не помогает, сосудосуживающие и противовоспалительные препараты не могут облегчить дыхание.

Виды конхотомии

Существует несколько методик проведения операции. Раньше использовали хирургическую резекцию — иссечение излишков слизистой оболочки при помощи специальной петли. Это травматичная процедура с сильным кровотечением, после нее могут формироваться спайки.

Сейчас в большинстве случаев проводят щадящую конхотомию одним из следующих способов:

1. Электрокоагуляция — прижигание слизистой оболочки электрическим током, делают амбулаторно, процедура подходит при небольшом разрастании тканей.
  2. Лазерная конхотомия — прижигание тканей лазером под местной анестезией. Метод обладает рядом преимуществ, в частности короткий срок восстановления и низкий риск осложнений. Лазер прижигает сосуды, поэтому кровотечение отсутствует, операция переносится легко.
  3. Криодеструкция — удаление излишков слизистой оболочки жидким азотом.
  4. Радиоволновая конхотомия — иссечение тканей хирургической петлей, на которую подается высокочастотное радиоизлучение.
  5. Шейверная, или эндоскопическая конхотомия — врач удаляет слизистую оболочку специальным инструментом (шейвером) под контролем эндоскопического оборудования. Благодаря камере эндоскопа все действия врача видны на мониторе.

По объему вмешательства выделяют полную и частичную, переднюю и заднюю, одно- и двухстороннюю конхотомию.

Что вы получите в результате конхотомии

В ходе операции хирург удаляет ткани, которые мешают свободному дыханию, проходимость носовых ходов восстанавливается. Эффект можно заметить спустя 2-3 недели, когда спадет отек слизистой оболочки. При соблюдении рекомендаций врача результат сохраняется на всю жизнь.

Как проводится конхотомия

Необходимо исключить противопоказания к операции, для этого назначают обследование, которое включает:

1. Общие анализы крови и мочи.
  2. Биохимию крови и коагулограмму.
  3. Исследование на инфекции: ВИЧ, вирусные гепатиты, сифилис.
  4. Рентгенографию или КТ пазух носа.
  5. Риноскопию — осмотр полости носа при помощи эндоскопа.
  6. Консультацию ЛОР-врача и терапевта.

В диагностическом центре Topclinic в Москве есть возможность пройти обследование за день. По записи принимают узкие специалисты, работает собственная лаборатория. Также вы можете принести готовые результаты, если они подходят по срокам.

За 2 недели до вмешательства следует отказаться от препаратов, которые влияют на свертываемость крови. Последний прием пищи должен быть за 8-9 часов до визита в клинику. Подробнее о подготовке к операции в вашем случае расскажет лечащий врач.

Конхотомия чаще всего проводится под местным обезболиванием, общий наркоз используют редко. После анестезии и обработки области операции антисептиком врач удаляет часть слизистой оболочки выбранным способом: хирургической петлей, лазером, жидким азотом. Чаще всего выполняют нижнюю конхотомию, то есть резекцию слизистой нижней раковины.

Шейверная конхотомия проходит под контролем эндоскопа. В полость носа одновременно вводят эндоскопические инструменты и шейвер — риносинусохирургический инструмент, в полый наконечник которого помещено вращающееся лезвие. Врач видит операционное поле и может прицельно удалять шейвером излишки тканей, которые затем выводятся из носовой полости с помощью отсоса. Такая методика помогает избежать сильного травмирования носовых ходов.

После операции в полость носа вставляют тампоны, пропитанные гемостатическим веществом, они предотвращают кровотечение и помогают снять отеки. При всех видах вмешательства — передней, задней, нижней конхотомии — тампонада обязательна.

Срок восстановления зависит от вида операции. Щадящие методы конхотомии не требуют длительной госпитализации. Пациент покидает клинику сразу после окончания действия анестезии, в некоторых случаях на сутки остается в стационаре под наблюдением. Врач может назначить обезболивающие и антибактериальные препараты.

Тампоны, помещенные в носовые ходы после вмешательства, хирург удаляет через сутки, еще две недели нужно посещать клинику для обработок по установленному графику. Также вы можете прийти на прием вне записи или обратиться за консультацией к лечащему врачу по телефону, если возникнут вопросы. Около месяца запрещены интенсивные физические нагрузки, посещение бани, сауны, бассейна.

Противопоказания к конхотомии

Конхотомия не проводится при тяжелых хронических заболеваниях и онкологических процессах. При беременности и в период грудного вскармливания вмешательство нужно отложить.

• Какой из методов лечения лучше всего?

Конхотомия носовых раковин проводится несколькими способами: хирургическим и щадящими, например, удаление излишков слизистой оболочки лазером, радиоволнами, жидким азотом. Метод подбирают с учетом индивидуальных особенностей организма, строения носа, результатов обследования и пожеланий пациента. У каждой методики свои показания и противопоказания. Чаще всего выбор делают в пользу лазерной операции, так как она легче переносится пациентами.

• Как долго идет восстановление после операции?

Ранний восстановительный период длится до 3 недель. За это время проходит отек, исчезают выделения из носа. Нужно правильно обрабатывать полость носа, при необходимости применять сосудосуживающие препараты. Затем в течение 3-4 месяцев слизистая полностью восстанавливается. Конкретные рекомендации по послеоперационному уходу вам даст лечащий врач.